Libertine
/ Либертина
Год выхода: 1986
Режиссер: Laurent Boutonnat / Лоран Бутонна
Длительность: 10'53
Первый настоящий успех Милен Фармер, первый триумф Лорана Бутонна после
малобюджетного Maman a tort и великолепного, но почти незамеченного
широкой публикой Plus grandir. На Елисейских полях проходит премьера
клипа - его
показывают всю ночь с 18 на 19 июня 1986 года; сдержанные
критические статьи и более чем частые телевыступления - "Libertine"
стала музыкальным и видеособытием восьмидесятых. В то время вопрос ставился
так: "Кто она такая, эта Милен Фармер?" Лоран смог одновременно
и обеспечить певице известность, и создать героиню, о возвращении которой
мечтали уже тогда...
Тихая местность, отчетливо слышны звуки природы. На берегу озера готовится
дуэль - она нарушит спокойную обстановку. Самый знаменитый момент клипа
- круговое движение камеры, когда Либертина поворачивается к своему
противнику. Этот же кадр будет повторен в видео En concert. После долгого
музыкального вступления и планов, поясняющих, что мы находимся в XVIII
веке, Либертина стреляет. Партнерша поверженного дуэлянта будет играть
решающую роль в судьбе Либертины - она станет ее соперницей. Через несколько
часов они окажутся в светском салоне, после того как Либертина примет
ванну. Отметим забавную подробность: девушки, которые купаются в одной
ванне с Милен, не были ни актрисами, ни специально набранной массовкой
- это были секретарши из MOVIE BOX, фирмы-продюсера клипа.
Лоран снимает Libertine в двух замках - сцены в помещении в замке Ферьер,
а сцены на природе, в начале и конце минифильма, в замке Бру. Лоран
любит снимать атмосферу веселья, праздника, он показывает ее последовательностью
быстрых планов, очень собранных и часто темных, и выбирает доминирующий
теплый цвет, как красный для оргии в Pourvu qu'elles soient douces.
Резкий разрыв с утренней свежестью первой сцены - мы погружаемся в распутные
нравы 18 века, в его роскошные декорации из золота и драгоценных камней.
Либертина играет в карты при свете свечей, ее окружают лица - выразительные,
смеющиеся, но не особенно красивые. Молодой человек долго смотрит на
Либертину издалека и передает ей записку. Будущие любовники поднимаются
в комнату, и вся шумная атмосфера празднества исчезает...
Сцена любви проходит в почти полной тишине - лишь волчий вой вплетается
в звуковую дорожку клипа, будто символизируя одиночество, отчужденность.
Лоран не показал в этой сцене ничего радикально нового - в то время
более или менее обнаженные женщины встречались в клипах постоянно. Либертина
спит, и маленькая записка, благодаря которой она смогла обладать своим
любовником, выпадает из ее руки... И все возобновляется: музыка песни,
салон, наполненный людьми столь же эксцентричными, сколь и порочными.
На беспечную Либертину нападает ее соперница, и именно здесь Лоран Бутонна
снимает сцену, которая врезалась в память зрителей того времени. Это
сцена схватки между двумя молодыми женщинами.
Схватка снята то издалека, то вблизи, много раз используется замедленная
съемка. Результат довольно необычен: в схватке много насилия - удары
головой, пощечины, разбитые бутылки (часто встречающаяся у Лорана деталь
- она хорошо смотрится!) Собравшиеся вокруг люди хотели бы вмешаться,
но не делают этого. Они смотрят, напряженно (женщина, которая кусает
пальцы) или безразлично (спящий мужчина). Когда соперница уже готова
покончить с Либертиной, на помощь ей приходит ее любовник. С Либертиной
в объятиях он скрывается из салонов, и следует кадр, которого не было
в первоначальном рисованном сценарии: снявшая парик соперница, вне себя
от бешенства. Софи Телье много импровизировала с Лораном Бутонна, он
даже побуждал ее на это. Далее следует финальная сцена, где Либертина
падает под пулями крестьян, которым соперница заплатила за ее смерть.
Последний кадр показывает окровавленных Либертину и ее
любовника в крайне театральных позах, и еще несколько секунд рядом с
ними задерживается их лошадь - совершенно равнодушная. Либертина останется
безжизненной, пока ее не найдет проходящий мимо отряд англичан...